Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Коллегам

В разделе материалов: 49
Показано материалов: 41-49
Страницы: « 1 2 3 4 5

плюс

Музыкальная копилка | Просмотров: 111 | Загрузок: 2 | Добавил: woldemar | Дата: 17.08.2013 | Комментарии (0)

минус

Музыкальная копилка | Просмотров: 89 | Загрузок: 1 | Добавил: woldemar | Дата: 15.06.2013 | Комментарии (0)

Кубань моя - степная дочь России
Методическая работа | Просмотров: 144 | Загрузок: 27 | Добавил: woldemar | Дата: 30.04.2013 | Комментарии (0)

конкурс мама
Методическая работа | Просмотров: 132 | Загрузок: 13 | Добавил: woldemar | Дата: 30.04.2013 | Комментарии (0)

Мастер-класс  "Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки"

“Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее они начнут испытывать его на себе, тем лучше для них”.

В.Г.Белинский

 

Наша школа расположена далеко  от краевого центра, и жители села, в том числе учащиеся, не имеют возможности часто посещать концерты живой музыки, а значит приобщаться к высокому искусству. Я обратила внимание на то, что на уроках музыки во время слушания учащиеся не могли сосредотачиваться, воспринимали ее поверхностно, а после слушания робко высказывали свои впечатления. При этом некоторые школьники без труда могли определить характер музыки, другие - исполнительский состав, но практически для всех  оставалось трудностью определение образной структуры.

Так как слушание музыки является основным этапом урока, оно должно было перейти из пассивного в активный этап, на котором происходит знакомство и постижение законов развития музыки, формирование творческих навыков и чувства прекрасного.

Учиться слышать музыку учащиеся должны непрерывно на протяжении всего урока: и во время пения, и во время игры  инструментов, и в моменты, требующие наибольшего внимания, сосредоточенности и напряжения душевных сил, когда они выступают в роли собственно слушателя.

Понимая проблему развития музыкального восприятия, я на протяжении всего занятия побуждаю детей прислушиваться к звучащей музыке. Только тогда, когда дети будут чувствовать и осознавать характер музыки, выражать его в своей творческой деятельности, приобретенные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию.

Творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Слушая музыку, ребенок всегда слышит не только то, что в ней самой содержится, что заложено в ней композитором (и, конечно, исполнителем), но и то, что под ее влиянием рождается в его душе, в его сознании, то есть то, что создает уже его собственное творческое воображение. Так, прослушанное произведение рождает в нем сложный сплав объективного содержания музыки и субъективного ее восприятия. К творчеству композитора и к творчеству исполнителя присоединяется творчество слушателя!

 

И сейчас я предлагаю вам фрагмент урока в четвёртом классе. Тему  урока мы назовём с вами вместе, в конце занятия.

 

Сегодня мы поговорим о пробуждении природы. Послушаем произведение норвежского композитора Эдварда Грига, постараемся представить себе то, что изобразил композитор, и попробуем нарисовать пробуждение природы так, как каждый из вас себе его представит.

Представьте себе, что всё в природе спит. Спит лес, спит речка, тоненький ручеёк тихонечко журчит между камушками, как будто боится нарушить тишину. Маленьким зелёным листочкам снятся маленькие зелёные сны. Спят звери и птицы. В дупле старого дерева мама белка прикрыла своим пушистым хвостом бельчат и уютно спит.

 

(Тихо  начинает звучать «Утро» Э. Грига)

А небо – синее-синее.

А звёзды большие, яркие, на небе большая луна, а на речке от неё лунная дорожка. И вот на горизонте, там, где кажется, что небо сходится с землёй, показалась светлая полоска. Она растёт, ширится, а звёзды начинают бледнеть и одна за другой угасать. На Востоке разгорается заря, и вода кажется розовой. Под пение бесчисленных птиц поднимается над землею солнце. Множеством блесков сверкает растянутая в лесу паутина. И вот за стволами старых лип огромный пылающий шар поднимается над землёю. Он увеличивается, сияет радостным светом, играет, улыбается.

Начинается новый день.

Какое это событие? (Радостное, яркое, доброе, интересное, хорошее).

А вот, ребята, послушайте, как описал восход солнца поэт Сергей Есенин:

Загорелась зорька красная

В небе тёмно-голубом,

Полоса явилась ясная

В своём блеске золотом.

Лучи солнышка высоко

Отразили в небе свет.

И рассыпались далёко

От них новые в ответ.

Лучи ярко-золотые

Осветили землю вдруг.

Небеса уж голубые

Расстилаются вокруг.

А вот Александр Сергеевич Пушкин

Под голубыми небесами

Великолепными коврами

Блестя на солнце, снег лежит.

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит…

Красиво?

Утро описал в своём произведении и норвежский композитор Эдвард Григ.

Григ любил утром прогуляться по лесу. И вот однажды, гуляя, он встретил маленькую девочку. Маленькая девочка была так хороша, добра и ласкова, что Григу захотелось ей что-то подарить, но у него ничего с собой не было. И тогда он решил подарить ей музыку. «Только не сейчас, - сказал он – маленьким детям не дарят такие подарки, а потом, через десять лет». И вот девочка выросла, и когда ей исполнилось 18 лет, она пошла в театр и услышала, как объявили, что сейчас прозвучит замечательная пьеса Грига, которая посвящена Дагни, дочери лесника, по случаю исполнения ей 18 лет. И девочка вспомнила свою встречу в лесу с седым старичком и его обещание. Так было написано произведение, которое я предлагаю вам послушать.

Давайте сядем ровно, выпрямим спинки и почувствуем  удивительное состояние пробуждения природы.

 

(Слушание «Утро» Э. Грига)

 

Ребята, что вы почувствовали, слушая музыку?

Покажите  движением, как развивалась музыка (руки детей плавно поднимаются вверх, показывая, как восходит солнце).

Если ли бы вы были композиторами этого произведения, какое название вы бы ему дали? (Ответы детей).

Молодцы ребята, вы дали замечательные названия этому произведению, а Эдвард Григ назвал его просто «Утро».

 

Какими звуками, оттенками выразил Григ пробуждение природы?

 

  1. Грубые они или нежные? Почему? (Вы же постепенно открываете глаза после сна).
  2. Тихие или громкие? (музыка громче там, где встаёт солнце).
  3. Плавные, медленные звуки или быстрая мелодия?
  4. Грустные или радостные? Новый день – всегда радость, мы ждём только хорошего от нового дня, надеемся только на приятные впечатления.
  5. Какими ещё звуками можно выразить утро, пробуждение природы, восход солнца? (Мелодичные, ласковые, волшебные, чудесные, волнующие, приветливые, спокойные, прозрачные, весёлые, чарующие, величавые).

А вот, что представила себе Дагни, слушая эту музыку: всё стало просыпаться, раскрылись цветочки, протирают сонные глазки белочки и бурундуки. Нежная фея Волшебная Заря с хрустальной палочкой стала будить всё, к чему её палочка прикасалась… И вот хрустальная палочка феи коснулась каждого из вас, и вы превратились в талантливых художников. Возьмите в руки волшебные карандаши и покажите, как вы представили рассвет. А чтобы вам было приятнее и легче рисовать, я поставлю вам произведение Эдварда Грига «Утро».

(Повторное звучание  «Утро» Э. Грига)

Учащиеся рисуют пробуждение природы, после несколько учащихся комментируют свои работы.

Итак, ребята, сегодня мы с вами слушали произведение норвежского композитора Эдварда Грига и рисовали картину под впечатлением этой музыки,  и теперь вы легко можете назвать тему нашего сегодняшнего урока.

(Ответы детей).

Молодцы, все ваши ответы мы объединим в единую фразу «Картины природы в музыке».

Ребята, у вас у каждого на столе две картинки: на одной изображено солнышко, а на другой – тучка, пожалуйста, поднимите картинку, которая выражает ваше настроение, с которым вы уходите с урока.

 

“Творить - жить дважды”.

А.Камю

 

Как нельзя дважды войти в одну реку, так нельзя провести два одинаковых урока. На творческий поиск, импровизацию меня побуждают сами ребята, разнообразие индивидуальностей в каждом классе. Кроме того, бесстрашие рисковать, пробуя в классе новые приемы.

Важно, чтобы в творческом музицировании (пении,  дирижировании, пластическом и речевом интонировании, размышлении и т.д.) ребенок “выплескивал” свое состояние, субъективно “проживал” свое настроение в музыке, а не выполнял техническое задание учителя. Мудрость творчества заключается в том, что не надо “торопить” чувство мыслью, надо довериться бессознательной области души ребенка. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкально-слуховые представления, он внезапно расцветает в своих творческих проявлениях, как внезапно раскрывается цветок.

Методическая работа | Просмотров: 393 | Загрузок: 21 | Добавил: woldemar | Дата: 30.04.2013 | Комментарии (0)

Мир Кубанской народной музыки
Методическая работа | Просмотров: 164 | Загрузок: 12 | Добавил: woldemar | Дата: 30.04.2013 | Комментарии (0)

Общешкольный праздник семьи Никольщина
Внеклассные мероприятия | Просмотров: 182 | Загрузок: 15 | Добавил: woldemar | Дата: 30.04.2013 | Комментарии (0)

Конкурс семейных экипажей Два корабля 2013
Внеклассные мероприятия | Просмотров: 124 | Загрузок: 15 | Добавил: woldemar | Дата: 30.04.2013 | Комментарии (0)

плюс

Музыкальная копилка | Просмотров: 84 | Загрузок: 2 | Добавил: woldemar | Дата: 22.02.2013 | Комментарии (0)

1-10 11-20 21-30 31-40 41-49