Рейтинг@Mail.ru
Приветствую Вас, Гость

Моя методическая система

Я работаю по государственной программе  «Музыка» для 1-8 классов  общеобразовательных учреждений авторов В.В Алеева, Т.Н.Науменко, Т.И.Кичак.

Наряду с общепедагогическими методами, в педагогике музыкального образования существуют и специальные методы обучения:

Метод создания композиций

 Предполагает изучение музыкального произведения через его исполнение различными способами. При изучении темы «Русские народные инструменты», «Музыкальные инструменты симфонического оркестра», «В мире музыкальных звуков», мною готовится инструментальный материал, который может вызвать стимул, желание освоить музыкальный инструмент и играть на нем. Данный метод работы позволяет провести урок интересно и нестандартно закрепить полученные на уроке знания.

Метод создания художественного контекста

  • предполагает своеобразный "выход" за пределы музыки в другие виды искусства, литературу, историю, а также обращение к конкретным жизненным ситуациям.

Метод пластического интонирования 

это тот волшебный ключик, который помогает мне ввести ребёнка в сложный мир инструментальной музыки.  Этот метод помогает взять в свою руку звук и вести его, строго следуя за движением главной мысли произведения - приём «слушание рукой». Дети «рисуют» рукой движение музыки. 
Восходящая и нисходящая мелодия - поднимающиеся и опускающиеся руки;
Завершение музыкального развития- руки, отдыхающие горизонтально на коленях, голова наклонена вниз; 

Кульминационные точки- руки вытянуты над головой  так  ребёнок становится одновременно и слушателем и исполнителем.

Эти методы помогают мне

  • вовлечь всех детей в учебный процесс;
  • Развивать творчество и самостоятельность школьников

 Для  повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков музыки использую современные образовательные технологии, учитывая возрастные особенности детей.

Игровые технологии

Мною используются разнообразные формы игры. Эта форма работы особенно любима учащимися на уроках закрепления. Приспособленные  к учебным заданиям настольные игры, ребусы, шарады, кроссворды загадки и разнообразные конкурсы. Игровые технологии, способствуют выполнению важных психологических и методических задач: развитие интереса, увлечённости и любви ребёнка к музыкальному искусству; умение размышлять о музыке, оценивать её эмоциональный характер и определять образное содержание; умение применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, к музыке звучащей вокруг. Через игру  у детей воспитывается художественный вкус.

Здоровьесберегающие технологии

На своих уроках я применяю и чередую различные виды учебной деятельности: опрос, чтение, слушание, исполнение, физминутки, рассматривание пособий, просмотр видео сюжетов, слайдов. Такой подход к ведению урока  способствовует концентрации внимания, развитию познавательного интереса у учащихся к предмету. При подготовке к исполнению песен использую фонопедические упражнения  Емельянова и элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. Во время пения обязательно обращаю внимание на правильную посадку, объясняю детям для чего нужно сидеть прямо во время пения.

 Поисково-исследовательские технологии:

На уроках музыки ребята учатся создавать  творческие проекты, в которых выражают своё отношение к окружающему миру через возможности музыкального языка.  Проекты могут быть представлены учащимися в виде сообщение, книжек- малышек, презентаций, видеофильмов, электронных альбомов, выполненных в программах PowerPoit, Photoshop, Movie Maker, NERO.

Мы разрабатываем исследовательские проекты:   «Русская народная песня – душа России», «Мир кубанской народной музыки», «Григорий Пономаренко – великий песенник», «Кубанский казачий хор и его руководители», которые ученики защищают на научно-практической конференции «Эврика».

 Компьютерные технологии:

Огромную помощь на уроках музыки дают музыкальные энциклопедии. Я использую широкую базу данных «Энциклопедии  популярной музыки Кирилла и Мефодия», где представлены сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах.

Так же использую такую программы, как «Шедевры музыки», «Соната», «История искусств», «Энциклопедия оперного искусства». В них содержатся обзорные лекции, дополнительный материал для самостоятельного изучения по разным направлениям музыки, начиная от эпохи барокко и заканчивая современной музыкой.

Использование мультимедийных презентаций позволяет

  • значительно сэкономить время на уроке;
  • повысить уровень наглядности в ходе обучения;
  •  внести элементы занимательности, оживить учебный процесс

При закреплении нового материала

Помогает осуществить контроль за усвоением знаний, умений и навыков

1. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации.

2. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению.

3. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

4. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии. Ученики наглядно  могут представить результат своих действий.

Благодаря  современным технологиям ученики быстрее и лучше усваивают программный материал. Они позволяют по-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию и её источники – т.е. обогащают методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень. Я стараюсь на своих уроках всегда создавать ситуацию успеха, чтобы каждый ребенок поверил, что у него обязательно все получится.

При проведении уроков музыки я в комплексе использую ряд цифровых средств обучения:

  • видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки; фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов и др.
  • анимация: фрагменты мультипликации, которые в игровой форме разъясняют учащимся основные положения учебной темы;
  • синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов; тематические рисунки, репродукции произведений изобразительного искусства.
  • дикторский текст, комментирующий различные явления музыкальной культуры.
  • звуковые фонограммы музыкальных произведений.

Мною создана большая музыкальная фонотека: CD, DVD диски с подборкой  аудио и   видео-материалов по разным темам.

С помощью сети Интернет можно пополнять свою фонотеку, быть в курсе музыкальной жизни не только в России, но и всего мира.

Музыкальное воспитание в школе не ограничивается рамками одного урока в неделю. Хорошим дополнением является внеклассная музыкальная работа. Участие во внеклассной работе открывает перед школьниками возможность углубленно заниматься тем, что их влечет. Я же, занимаясь с заинтересованными учащимися, имею возможность больше приобщать их к музыке, формировать самостоятельность и творческую активность.

               Во внеурочной деятельности мною используются следующие формы работы:

  • Работа кружков «Вокальный» и «Веселые нотки»
  • Интеллектуальные игры
  • Школьные музыкальные гостиные
  • Творческие  конкурсы
  • Встречи с интересными людьми

Основными задачами вокально-хоровых кружков  являются:

  • формирование у детей и подростков любви и интереса к серьёзному хоровому искусству;
  • развитие художественного вкуса, расширение кругозора в области вокала;
  • свободное владение вокальной техникой, специфическими приёмами, характерными для различных жанров популярной музыки;

умение анализировать своё выступление и выступление других исполнителей.

Так как в составе вокальных коллективов в основном школьники,  не посещающие музыкальную школу, уровень их музыкальной грамотности не высок, поэтому партитуру песен стараюсь сделать  доступной для их восприятия. Главная моя цель это не критика, а поиск новых  средств музыкальной выразительности. Снять с хористов зажатость, выразительно исполнять произведения, раскрепостить, убрать стеснение мне помогает фонопедический метод развития голоса по системе В.Емельянова. Голосовые развивающие игры, предложенные В.Емельяновым, детям очень нравятся. Они помогают более доступно объяснить воспитанникам, какого звука я хочу от них добиться. Я считаю, что детей необходимо обучать взрослой академической манере пения. Эта манера должна выступать как базовая, а на её основе в будущем можно обучать и народной, и эстрадной манерам пения.

В нашей школе живёт добрая традиция проведения  общешкольного фестиваля  военно-патриотической песни «И сладко песнь о родине поётся».    Фестиваль открывает новые таланты,  воспитывает патриотические чувства, возвышает исконные ценности нашего народа. Ребята с особым интересом готовят инсценировки любимых ими песен,  ждут выступлений своих товарищей. Им  близка патриотическая тематика. Значит, патриотизм, любовь к общей Родине – это то, что объединяет. Память нужна нам во имя мира и счастья, во имя достойного будущего нашей великой страны, и в этом значение Фестиваля огромно.
Система разнообразных форм учебной и внеклассной деятельности помогает обрести моим ученикам метапредметные умения и навыки:

  • составлять сценарий праздника;
  •  делать музыкальный анализ произведения; выполнять реферативные работы;
  • выступать перед зрителями;
  • быть корректным к мнению других;

Благодаря системной работе в классах,   наблюдается рост уровня сформированности познавательной деятельности учащихся, растет динамика роста качества знаний по музыке при100% успеваемости.

Развивая свои способности, ребята с удовольствием участвуют в различных творческих конкурсах, добиваясь успехов

  • 2012год-Подзолко Евгения-победитель  в районном туре конкурса научных проектов в рамках краевой научно-практической конференции «Эврика»
  • 2013 год – Подзолко Евгения-победитель муниципального этапа краевого конкурса «Юность России»
  • 2014 год – Крамаренко Валерия – лауреат муниципального этапа краевого конкурса «Пою моё Отечество»
  • 2014 год Лесникова Елена – победитель муниципального этапа краевого конкурса «Пою моё Отечество»

Я с удовольствием делюсь опытом работы со своими коллегами:

  • даю открытые уроки для учителей;
  • выступаю на методическом объединении учителей музыки;
  • в 2013 году провела мастер-класс «Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки» в рамках краевых курсов повышения квалификации учителей музыки;
  • веду свой сайт в интернете http://btb12.ucoz.ru

Стараюсь всегда увлечь своих учеников, повести их за собой.

 -в 2012 году стала победителем муниципального этапа конкурса методических разработок «Главное слово на любом языке»

В этом же году награждена грамотой главы МО Белоглинский район за активное участие в общественно-политической жизни района.

  • В 2013 году – победитель муниципального этапа конкурса методических разработок Всекубанского классного часа «Имя твоё несу через жизнь как святыню»
  • В 2013 году победила в муниципальном этапе краевого конкурса «Учитель года Кубани – 2013» в номинации «Основной конкурс»